С 56 на 9 место по оценкам ППК "Российский экологический оператор"
https://ufa1.ru/text/ecology/2023/12/05/72985379/
С чего бы это? Проанализируем критерии этих рейтинговых оценок:
1.Инфраструктура по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО);
Комментарий: за последний год в РБ отсутствовали инвестиции в эту сферу. За год не построено ни одного отходоперерабатывающего предприятия или нового современного полигона, сортировочного комплекса.Четыре эффективных проекта ГК "Мехуборка" , МУП "САХ" , АО "САХ" местных предпринимателей, имевших источники финансирования, заблокированы. Три подписанных в прошлом году республикой инвестиционных соглашения на 9,5 млрд рублей государственных средств с афиллированными "свежеиспеченными" фирмами "Русэкогрупп" из Москвы (не имеющими ни средств, ни персонала, только долги) имеют признаки сомнительных сделок и ФАС признает их не совсем законными ( ФАС выдано предупреждение об отмене аукционов). При этом отмечаем рост числа установленных евроконтейнеров в городах и районах РБ и локальный опыт внедрения раздельного сбора отходов в нескольких городах республики ( в основном Октябрьский и Туймазы). Современный комплекс по обращению с ТКО построен в 2021 году лишь в Туймазинском районе и новый полигон ТКО в Мелеузовском районе введен в мае 2022 года.
2. Охват населения коммунальной услугой по обращению с ТКО.
Комментарий: охват населения коммунальной услугой -100%, но собираемость платы от жителей не всегда дотягивает до этой цифры. Около 35 % мелких предпринимателей РБ саботируют реформу и не заключают договоры на вывоз отходов с региональными операторами ТКО . Указанное не позволяет реализовывать инвестпрограммы региональных операторов.
3. Динамика показателей обработки и утилизации мусора.
Комментарий: Новые мусоросортировочные комплексы ТКО (вне городов) за год не введены в эксплуатацию. Процент обработки отходов на МСК не дотягивает до 10 % от объема образующихся ТКО. К примеру, территория МСК в райцентре Иглино завалена мусором (более 1000 куб м.). Официальные объективные показатели обработки и утилизации отходов не опубликованы.
4. Дефицит мощностей по размещению отходов.
Комментарий: большинство полигонов ТКО переполнены по сравнению с проектными объемами и являются экологически опасными . Наиболее характерные примеры недостоверных официальных данных по остаточной вместимости : полигон ООО "Сервис -уют" в Белорецком районе, полигон ООО "Экоиндустрия" в Аургазинском районе, полигон ООО "Эко-Сити"в Ишимбайском районе (по этому ОРО есть даже решение Верховного суда РБ от 5 августа 2021 года об исключении его из терсхемы). Башкирский природоохранный прокурор объявил предостережение руководителю Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по фактам продолжения незаконной эксплуатации уже 8-ми КРАТНО переполненных полигонов и свалок ТКО в РБ
5. Бесперебойность оказания услуги по обращению с ТКО.
Комментарий: несмотря на дефицит водителей мусоровозов , рост стоимости их обслуживания и ремонта, повышение цен на топливо операторам и РО ТКО с трудом, но удается соблюдать графики вывоза отходов. При этом в текущем году все же фиксировались факты заваливания контейнерных площадок в Кушнаренково, Мелеузе, Нефтекамске и некоторых других муниципалитетах
6. Просветительская работа с населением, проведение экоакций, работа с волонтерскими движениями.
Комментарий: в этой части работа Минэкологии РБ. регоператорами и отдельными операторами проводится большая и довольно эффективная
7. Уровень социальной удовлетворенности обращением с отходами в регионе .
Комментарий: население в основной массе недовольно результатами реформы управления отходами во всех регионах РФ, включая Башкирию. В РБ отсутствует в открытом доступе информация о динамике роста или снижения числа жалоб от населения по этому вопросу
8.Другие критерии
Республика не выполнила в установленный срок Указ Главы РБ о ликвидации всех несанкционированных свалок, часть мелких свалок без рекультивации загрязненных земельных участков вывезена на районные (в основном тоже несанкционированные) свалки, часть захоронена в местах их размещения, отмечается рост числа новых несанкционированных свалок. 6 городских свалок (объекты накопленного экологического вреда) не ликвидированы, а просто захоронены (за счет средств федерального бюджета) без гидроизоляции свалочных тел по месту их нахождения. 111 больших несанкционированных свалок в районах РБ являются фактически брошенными без перспектив их ликвидации в обозримом будущем. Не решена проблема раздельного сбора растительных и строительных отходов, отходов от разборки зданий. Не соблюдается, в ряде случаев, , технология захоронения отходов.
В республике развивается процесс катастрофического накопления отходов , что наносит значительный неучитываемый никем ущерб окружающей среде. Эксплуатирующие свалки коммерческие предприятия отказываются выводить из эксплуатации и рекультивировать заполненные ими объекты размещения отходов (пример -ООО "Вториндустрия" в Стерлитамаке).
Вот такой вкратце анализ соответствия Башкирией критериев этого "мусорного" зеленого рейтинга ППК РЭО. Наверное, все вышеуказанные проблемы характерны в той и иной мере для ряда иных регионов России.
Но основные причины определенных провалов в мусорной реформе в республике, как представляется, следующие: отсутствие единой политической воли в решении этих проблем, отсутствие единства команды (государство-бизнес-общественность) по достижению целей реформы и тревожно растущая безнаказанная коррупциогенность сферы управления отходами.